Частным лицам:+7 (925) 114-32-11
Организациям:
+7 (495) 604-10-11

Заказать звонок

Выбор запорной арматуры

Правильный выбор запорной арматуры является одним из главных этапов проектирования трубопроводной системы, поскольку именно от нее зависит производительность всей системы.

Запорная арматура состоит из следующих элементов:

  • Механизм управления. Это устройство, управляющее движением запорного элемента. В зависимости от типа арматуры это может быть ручка, штурвал или рычаг (для ручной арматуры) и электрический или пневматический привод (для приводной арматуры).
  • Запорный элемент. Это подвижный элемент, изменяющий проходное сечение: от полного закры­тия до полного открытия. Запорным элементом может быть диафрагма клапана, шар шарового крана, диск дискового затвора или пластина шиберной задвижки.
  • Корпус. Это основа конструкция арматуры, в которой имеются отверстия, предназначенные для прохожде­ния перекачиваемой среды.
  • Уплотнения. Они могут изготавливаться из различных материалов (EPDM, FKM, PTFE и другие), в зави­симости от предназначения той или иной арматуры.

Выбор типа запорной арматуры зависит от ее назначения. Как правило, она используется для выполнения таких функций:

  • Перекрытие (отсечение) потока. Для открытия и перекрытия потока перекачиваемой среды в основ­ном используются шаровые краны и отсечные клапаны.
  • Дросселирование (регулирование) потока. Для этих задач чаще всего используются мембранные клапаны, дисковые затворы или регулирующие шаровые краны.
  • Предотвращение обратного потока. Для предотвращения обратного потока чаще всего используются обратные клапаны разной конструкции: поршневые, шаровые, пружинные или дисковые.

Знание конструктивных особенностей поможет сделать правильный выбор.

Что учитывать при выборе

Поскольку для реализации конкретных задач можно выбирать арматуру различного типа, выбор следу­ет выполнять с учётом конкретных требований к системе:

  • Перекачиваемая среда. Необходимо знать, может ли перекачиваемая среда вызвать проблемы с теми эле­ментами арматуры, с которыми она контактирует. Может ли вязкость, температура или давление создать проблемы?
  • Совместимость. Совместимы ли запорные элементы арматуры с перекачиваемой средой? Достаточна ли коррозионная и абразивная стойкость этих элементов?
  • Вес и габариты. Необходимо проанализировать ограничения по массе и эксплуатационные требования по размерам. Обычно для арматуры с ручным управлением предлагается выбор рукояток, штурвалов и прочих элементов, в зави­симости от потребностей. Приводная арматура чаще всего имеет электро- или пневмоуправление. 


Характеристика среды

Для правильного подбора запорной арматуры необходимо тщательно изучить характеристики перекачиваемой среды. Условно разделим среды на «чистые» и «грязные».

К «чистым» относятся среды, не содержащие твёрдых частиц, к «грязным» — среды с взвешенными твёрдыми частицами, которые могут сильно ухудшить производительность арматуры, если она подобрана неправильно. Такие среды ещё называют абразивными.

«Чистые» среды, как правило, оказывают минимальное воздействие на арматуру, в то время как «грязные» могут приводить к эрозии запорных элементов, уплотнительных прокладок и корпусов. «Чистые» среды обычно допускают широкий выбор типов арматуры, а для загрязнённых сред выбор ограничен и сводится к использованию мембранных клапанов или специализированных, дорогостоящих элементов.

Кривые характеристик арматуры

Выбор арматуры напрямую связан с её характеристиками. Кривые характеристик различаются для каждого типа арматуры и описывают из­менение расхода в зависимости от степени открытия запорного элемента. Эти кривые определяются геоме­трией запорного элемента, задаваемой при конструировании арматуры. 

Как видно на рисунке, мембранным клапанам свойственна нелинейная кривая: про­пускная способность очень быстро растёт в самом начале его открытия, а далее, вплоть до полного открытия, остаётся практически неизменной. 

Характеристическая кривая шарового крана имеет «зеркальную» картину: его пропускная способность нелинейно растёт при углах открытия, близких к максимальному, а при малых углах пропускная способ­ность практически не меняется.

Серии мембранных клапанов FIP DK и регулирующих шаровых кранов FIP VKR имеют линейную кривую на всем участке. Это позволяет использовать арматуру этого типа даже в тех случаях, когда требуется очень точна регулировка расхода. Слева представлены характери­стики мембранных клапанов FIP DK и шаровых клапанов FIP VCR, демонстрирующие линейные участки кривых. 

Автоматизация и повышение производительности

Помимо ручной, сегодня широко используется приводная запорная и регулирующая армату­ра различных типов, поскольку она позволяет автоматизировать производственные процессы. Это обеспечивает более тщательный контроль критических процессов и устраняет влияние человеческого фактора. Широкое внедрение автоматической приводной арматуры повышает общую производительность си­стемы и снижает общие расходы.

Спрос на арматуру с электрическими и пневматическими приводами неуклонно растёт из-за увеличения затрат на рабочую силу, требующуюся при ручном управлении процессами.

Основные преимущества использования арматуры с автоматическими приводами:

  • автоматическая приводная арматура легко и экономически оправданно встраивается в общую систему управления технологическим процессом;
  • позволяет легко автоматизировать последовательность работы в сложных многосту­пенчатых процессах, которые трудно (а иногда и невозможно) контролировать вручную;
  • снижает финансовые и трудовые затраты,  повышая при этом точность соответствия технологическим условиям;
  • позволяет создавать дублирующие отказоустойчивые системы, устраняющие ручное вмешательство ра­ботников в управление транспортировкой опасных сред: это повышает и безопасность труда, и безопасность технологических процессов.

Существует два основных типа приводов: электрические и пневматические. При наличии электричества и маги­стралей подачи сжатого воздуха в первую очередь следует исходить из потребной мощности оборудования. Пневмоприводы обычно дешевле и конструктивно проще, а электроприводы легче интегрируются в общую систему управления и легче монтируются, поскольку им не нужны от­дельные магистрали подачи сжатого воздуха.

Следует учитывать возможности регулировки скорости закрытия арматуры посредством пневмо- и электро­приводов. Слишком быстрое закрытие арматуры может привести к так называемому «гидроудару» — явлению, которое часто приводит как к повреждению (или даже разрушению) самой арматуры, так и рядом расположенных отрезков трубопровода. 

Скорость работы электрических и пневматических приводов отличается. Некоторые типы пневматических приво­дов снабжены позиционерами, что позволяет им точно соблюдать необходимые в конкретном технологическом процессе временные циклы открытия-закрытия.

Выбор полимерной запорной арматуры вместо металлической

На правильный выбор запорной арматуры влияют не только её характеристики и стоимость. Необходимо также учиты­вать и затраты на рабочую силу, на монтаж оборудования, его техническое обслуживание и возможность модернизации системы в будущем.

Полимерная трубопроводная арматура незаменима при транспортировке различных химических веществ (кислоты, щелочи, растворы солей, органика), и, по сравнению с металлической арматурой, обладает рядом неоспоримых преимуществ: 

  • отсутствие коррозии и отложений;
  • долговечность (срок службы до 50 лет);
  • высокая химическая стойкость;
  • легкость монтажа и эксплуатации. 

В этой связи характерной особенностью развития трубопроводной индустрии является активное вытеснение традиционных материалов полимерами. 

Ознакомиться с темой выбора конкретного материала для вашего применения вы можете в статьях:

Выбор полимерного материала при проектировании трубопроводов 

Передовые технологии для транспортировки агрессивных сред

Именно с полимерной арматуры мы советуем начинать модернизацию устаревшей системы трубопроводов. Замена старых металлических систем на новые полимерные обходится с минимальными усилиями и временными затратами, а самое главное – не требует полной реконструкции трубопровода (а иногда и вовсе не требует никаких доработок, если правильно подобрана монтажная длина нового шарового крана или дискового затвора).